Дипломный проект бакалавра: взгляд изнутри

В 2014 году БГТУ им. В.Г. Шухова перешел на стандарты третьего поколения в обучении студентов. Эти стандарты помимо всего прочего подразумевали переход на двухуровневую систему высшего образования, включая подготовку бакалавров и магистров. Теперь специальности стали называться направлениями, а специализации профилями.
Специальность «Стандартизация и метрология», или как теперь принято называть, направление «Стандартизация и метрология» попала в число направлений бакалавриата и магистратуры. Специалистов по этому направлению не выпускают.
В связи с этим были пересмотрены учебные планы нашей кафедры, выпускавшей ранее специалистов, а также состав и содержание дисциплин. Претерпели изменения и требования к содержанию выпускной квалификационной работы бакалавра. В связи с произошедшими изменениями у студентов — дипломников нередко возникают вопросы, касающиеся структуры и содержания дипломных проектов (выпускных квалификационных работ или ВКР) по их направлению подготовки.
Кафедра «Стандартизация и управление качеством» нашего вуза специально в помощь дипломникам издала пособие по выполнению ВКР. Это пособие официальное, однако оно не идеально и не учитывает ряда факторов, которые могут помочь студенту в процессе работы над его выпускной квалификационной работой и при ее защите перед ГАК.
Ниже я представлю свое видение вопроса содержания ВКР бакалавра по направлению «Стандартизация и метрология» и указания по решению вопросов, возникающих у дипломника в процессе проектирования и подготовки к защите.

1. Выбор темы или «готовь сани летом»

Уже в течение многих лет каждое свое первое вводное занятие с выпускным курсом в начале учебного года я начинаю с вопроса о выборе дипломного руководителя. Я задаю вопрос студентам, но не все сразу могут на него ответить.
Многие из Вас уверены, что в этом нет ничего удивительного, так как до начала дипломного проектирования еще целых полтора семестра, две сессии, государственные экзамены и прочее и прочее.
Однако опыт подсказывает, что время студента подвержено необъяснимому сжатию. Казалось бы только сегодня была вводная лекция, а вот смотришь и уже защита на носу, а ты катастрофически не успеваешь ничего.
На моей памяти были студенты, не один и не два, которые доделывали последние штрихи к дипломному проекту в день своей защиты. Согласитесь, это очень неосмотрительно. Вместо того, чтобы лучше подготовиться к докладу, студент распечатывает чертежи или ищет своего рецензента где-то в другой части города. Но об этом позже.
Мудрая пословица гласит «готовь сани летом». И в данном случае эта пословица несет в себе важнейшую рекомендацию для каждого студента, будь он студентом выпускного или младшего курса.
Как Вы считаете, с чего должно начинаться дипломное проектирование?

С выбора темы будущего дипломного проекта, конечно. Постановка темы – начальный и важнейший этап работы. Неправильно сформулированная тема может повлечь много неприятностей в процессе проектирования и при защите проекта.
Кто определяет тему дипломного проектирования? Большинство студентов не представляют как формулируется тема дипломного проекта. Поэтому, прежде всего, каждый студент должен для себя выбрать руководителя. Именно руководитель дипломного проекта будет направлять действия студента, помогать ему в решении задач проектирования и защиты.
Лично я считаю, что идеальным вариантом было бы определиться с темой будущего дипломного проекта после второго курса обучения. Как раз после второго курса заканчиваются общеобразовательные дисциплины и начинаются специальные. Студент понемногу начинает понимать кем и где он будет работать, проходит производственную практику. В результате в его голове постепенно начинает формироваться модель его будущей профессии.
Конечно, если студент не заинтересован в своем обучении, а пришел в вуз потому, что так сказали родители, или потому что это нужно кому-то (но не ему) или так принято, то этот студент никогда не приобретет ни модели своей профессии, ни знаний, ни опыта, а будет как неприкаянный слоняться с одного места работы на другое, пока не осядет где-нибудь «менеджером по продажам» или, иначе говоря, продавцом. Такой студент может вообще не читать эту статью, а идти пить пиво с друзьями на ближайшем пустыре и ждать своего последнего часа в вузе.
Если же студент заинтересован в получении знаний, в приобретении профессии, которая будет его кормить и радовать, то он задумается о теме дипломного проектирования заранее. Пусть не точно, но хотя бы о желательном направлении дальнейшей работы.
«Зачем это нужно?» – спросите Вы. А затем, что у студентов направления «Стандартизация и метрология» в учебном плане предусмотрено довольно много курсовых и расчетно-графических работ. Большинство из этих работ выполняются по индивидуальному заданию, которое выдает преподаватель. Однако никто не запрещает тему курсовой или РГЗ (расчетно-графического задания) привязать к теме будущего дипломного проекта. Действуя таким образом, студент в состоянии значительно облегчить себе жизнь, постепенно нарабатывая материал для дипломного проекта в течение длительного периода времени. В дальнейшем этот материал может стать надежным подспорьем при дипломном проектировании, а при удачном стечении обстоятельств, даже отличным черновиком проекта. У этого подхода есть и обратная сторона. Если вы делаете курсовые и РГЗ на темы, отличные от темы дипломного проекта, то фактически Вы будете делать одно и то же дважды. А это позволит Вам лучше закрепить знания, навыки и умения. Как говорили древние «Repeticia est Matra Studiorum».
Но это идеальный случай. Он принципиально возможен лишь в том случае, когда студент либо является абсолютным фанатом своей специальности, либо когда он занимается научно-исследовательской работой под руководством одного из преподавателей кафедры. Первая ситуация особенно в последние десятилетия маловероятно, а вторая намного вероятнее. В последнем случае научный руководитель студента может сориентировать студента на работу в том или ином научном направлении, что однозначно определит тему будущего дипломного проекта.
И тут первый совет: уважаемые студенты, интересуйтесь и активно занимайтесь научно-исследовательской работой по своей специальности, это не только расширит Ваш кругозор, но также откроет для Вас различные дополнительные перспективы, и, в том числе, даст больше шансов на поступление на бюджетные места в магистратуру.
Если студент все-таки не смог определиться с темой дипломного проектирования в процессе обучения, то определиться с ней летом перед выпускным курсом – сам Бог велел. Почему? Потому что перед осенним семестром выпускного курса всегда идет летняя производственная практика. На этой практике студенты посещают предприятия, изучают производство, документацию предприятия, принятые на предприятии стандарты, принятую систему качества, методики работы с документацией, методики контроля и очень много чего еще изучают и узнают. Конечно же это не относится к тем избранным, для которых учеба – это каторга, это бесполезное и неинтересное дело, это наказание.
Совет №2. Уважаемые студенты, определяясь с местом прохождения практики, производственной ли или преддипломной, всегда, когда у вас возникает возможность выбора, старайтесь выбрать ту базу практики, на которой вам хотелось бы работать. Если вы не знаете что сулит Вам посещение того или иного предприятия, выбирайте то, на котором Вы еще не были. Будет отлично, если в течение разных практик Вы побываете и в государственной структуре и на машиностроительном заводе и на каком-либо ином предприятии. Когда еще будет такая возможность узнать больше о производстве, о сертификации, о системах качества? По крайней мере, впоследствии Вы сможете легче ориентироваться на рынке труда, зная какая организация чем занимается или потенциально может заниматься.
Совет №3. Тему дипломного проекта можно взять на предприятии – базе практики. Так или иначе, но вам придется апеллировать к базе практики в дипломном проекте, анализируя принятую на предприятии систему менеджмента качества, производственный процесс, причины брака и пр. Фактически, исходные данные для дипломного проекта Вы должны взять на базе практики. А раз так, то и тема дипломного проекта должна быть первоначально сформулирована в сентябре выпускного учебного года.
Если вам не удалось сформулировать тему самостоятельно летом, срочно ищите себе руководителя и просите помощи. Почему? Тут есть несколько причин:
Во-первых, как минимум 4 курсовые работы и РГЗ, перекликающиеся с вашим дипломным проектом, вы еще успеете сделать в осеннем и весеннем семестрах. 
Во-вторых, руководитель дипломного проекта – не кладезь объектов для дипломного проектирования, и Вы у него не один! Ему может понадобиться время на то, чтобы найти подходящий и уникальный чертеж детали или иной объект, который можно было бы «взят на диплом».
Студенты, привыкшие делать все в последний момент, могут отложить выбор темы дипломного проекта на апрель. Как раз тогда закончится весенний короткий семестр у бакалавров, «пройдут» ГОСы, преддипломная практика, и настанет время утверждения тем дипломных проектов. Да — да! Темы дипломных проектов обязательно утверждаются приказом. После чего изменить тему проекта невозможно.
Совет №4. Не тяните с определением темы дипломного проекта до весны и формулируйте ее сразу правильно. Запомните, последний шанс определиться с темой — преддипломная практика.
Темы дипломных проектов на нашей кафедре, как правило, связаны с машиностроительным производством. Но встречаются также темы по пищевой промышленности, стекольной и другим. Я не рекомендую студентам отступать от машиностроительного направления, так как такой проект получается наиболее насыщенным и позволяет использовать наибольшее число аналитических инструментов управления качеством продукции.

2. Исходные данные для проектирования

Что же нужно иметь перед началом проектирования, чтобы не возникло проблем в процессе? Как было сказано ранее, это правильно сформулированная тема проекта. Кроме того, студент должен заранее поинтересоваться структурой дипломного проекта по направлению, требованиями к содержанию и к оформлению графической части и расчетно-пояснительной записки.
Если Ваша тема связана с машиностроением, то для непосредственной работы над проектом вам потребуется иметь следующие исходные данные:
а) рабочий чертеж детали машиностроительного назначения;
б) годовую программу выпуска детали;
в) данные об организационной структуре предприятия – изготовителя;
г) материалы принятой на предприятии – изготовителе системе менеджмента качества (СМК) если они не составляют коммерческую тайну;
д) информация о количестве брака и его распределении по видам при производстве выбранной детали;
е) информация о принятой на предприятии – изготовителе технологии изготовления детали, включая маршрутный технологический процесс, операционные карты, сведения об используемом оборудовании, режущем и вспомогательном инструменте, применяемых средствах контроля, режимах обработки, выбранной заготовке и пр.;
ж) экономические данные по технологическому процессу производства детали;
з) очень желательно иметь сборочный чертеж изделия, в которое входит деталь, а также чертежи станочных и контрольных приспособлений;
и) результаты контроля различных параметров (размеров, шероховатости, твердости, отклонений формы и взаимного расположения поверхностей) для выборок деталей за период в 2 – 4 недели;
к) информация о применяемых видах контроля, в том числе планы выборочного контроля.
Также может быть использована прочая информация по согласованию с руководителем дипломного проекта или по указанию заведующего кафедрой, способствующая качественному выполнению дипломного проекта.
Совет №5. Студент должен точно знать для чего служит и как функционирует та деталь, по которой будет выполняться его дипломный проект.

3. Содержание дипломного проекта

Дипломный проект (ДП) бакалавра по направлению «Стандартизация и метрология», как правило включает следующие разделы:

а) введение,

б) аналитическую. часть,

в) технологическую часть,

г) раздел разработки элементов СМК,

д) раздел безопасности жизнедеятельности.

Опционально может присутствовать научная или конструкторская часть. Ввиду сокращения сроков, отведенных на дипломное проектирование, раздел экономического обоснования проекта не включается в выпускную работу дипломника.

Введение к дипломному проекту должно содержать обоснование актуальности  выбранной темы проекта, постановку цели и задач дипломного. Объем введения – 1..2 страницы текста. Больше не нужно. Ценность введения не стоит недооценивать, так как правильно поставленные цели и задачи помогают сконцентрировать усилия в процессе проектирования именно на тех объектах, которые важны в проекте и не заниматься ненужными вещами.

Аналитическая часть дипломного проекта очень важна. Фактически в аналитической части студент-дипломник должен выполнить анализ состояния производственного процесса на существующем предприятии, откуда взята деталь для дипломного проекта и выявить все возможные недостатки, способные привести к возникновению брака на производстве.

Аналитическая часть ДП многие студенты начинают с обзора видов деятельности предприятия или производимой продукции и анализа существующей организационной структуры. Не каждое предприятие имеет в своем составе отдел по управлению качеством, который следит за соблюдением требований существующих нормативно-правовых документов, в том числе СМК, осуществляет все виды контроля продукции и управления качеством. В этом случае студент должен установить такой факт и дать рекомендации по модернизации организационной системы.

Анализируя производимую предприятием продукцию, студент, на примере своей детали должен выявить виды брака, встречающиеся на производстве и количество тех или иных дефектов, выявленных в деталях за некоторый отрезок времени, например за месяц. Результаты этих изысканий следует представить в виде столбчатого графика или, что еще лучше, в виде круговой диаграммы, на которой в абсолютном или процентном выражении представить соотношение различных видов брака своей детали.

Анализируя производственный процесс на примере своей детали, студент должен выявить все возможные причины появления брака, включая даже самые незначительные. Все эти причины должны быть подробно описаны с указанием степени их влияния на качество готовой детали и сгруппированы в единую причинно – следственную диаграмму (диаграмму Исикавы).

В сети  интернет можно найти готовые примеры построения подобных диаграмм для условий машиностроения, но не стоит рассчитывать, что диаграмма, взятая для другого изделия, будет достаточно точно описывать причины брака, возникающего на предприятии – базе практики. Следует внимательно изучить такую схему, убрать лишние ветви, при необходимости перегруппировать и скорректировать, отражая особенности конкретных условий производства.

Совет №6. Уважаемые студенты, помните, работая над выпускной квалификационной работой не нужно использовать существующие чужие примеры, огульно копируя информацию и результаты расчетов из них. Как минимум, вы должны ответить за каждое слово, написанное в проекте, за каждую цифру, за каждый рисунок или график. А если Вы просто скопируете откуда-то информацию, не пропустив через свои мысли, то невольно упустите возможность детально разобраться в содержании своего проекта. Как максимум, прямое использование в своей работе чужой информации является нарушением чужих авторских прав и преследуется по закону.

Анализ Исикавы студент должен сопроводить анализом Парето для того, чтобы выявить самые ВАЖНЫЕ ПРИЧИНЫ появления брака. Самыми важными считаются 20% причин, вызывающие до 80% брака на производстве.

Чтобы показать свои знания и умения в области статистической обработки результатов измерений, было бы неплохо выполнить корреляционный анализ параметров, выявить зависимости, выявить связь. Однако для этого необходимо иметь как минимум два набора данных: влияющих и зависимых величин. Следует позаботиться об их наличии во время прохождения практики.

После квалиметрического анализа студент выполняет статистический анализ точности и стабильности технологического процесса, включая построение и анализ гистограмм эмпирического и теоретического распределения, проверка соответствия распределения случайных величин закону Гаусса с использованием распределения Хи-Квадрат К. Пирсона, после чего следует построение и анализ контрольных карт Шухарта, а также анализ возможностей процесса.

Для статистического анализа производственного процесса требуется иметь выборку значений результатов измерения хотя бы одного важнейшего размера детали, например, диаметра посадочного отверстия или ширины шпоночного паза и т.п.  Эти данные нужно получить на заводе в результате контроля.

Совет №7. С учетом того, что впоследствии потребуется строить контрольные карты, выборка результатов измерений должна быть представлена в виде таблицы, где в качестве столбцов выступают отрезки времени (часы, смены, дни), а в качестве строк — выборки результатов измерений за каждый период времени. Если же результаты измерения будут представлены хаотически, контрольные карты построить будет можно, но они не будут адекватно отражать процесс производства, что приведет к невозможности сделать достоверные выводы по ним.

Аналитическая часть выпускной квалификационной работы очень важна. Анализ производства может раскрыть все причины, приводящие к браку, а также дать возможность обоснования всей выпускной квалификационной работы. Ведь если на предприятии нет брака, если статистический анализ показал высокую точность, статистическую управляемость и устойчивость технологического процесса, то нужно ли что-то менять на заводе? нужно ли разрабатывать СМК, новую технологию, средства контроля? Зачем? Ответ на эти вопросы даст аналитическая часть ВКР.

На технологической части и разделе разработки элементов СМК я останавливаться не буду. Студенты, изучившие основные дисциплины по своему направлению подготовки, должны суметь применить все свои знания в процессе работы над ВКР!


Публикации по схожей тематике:

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.

error: Content is protected !!